ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | ЧИТАТЬ СТАТЬИ | | |
Информационные технологии в контуре оперативного управления органами внутренних дел.Хесин Алексей Ильич – доктор технических наук, академик РАЕН, В работе представлена концепция создания новой информационной технологии "виртуальной реальности" в контуре оперативного управления органами внутренних дел. Включение этой технологии экономически целесообразно, потому что она может быть реализована на существующей в подразделениях органов внутренних дел оперативно-технической базе. Семьдесят процентов населения России составляют городские жители, причём 24 города имеют население более 1 миллиона человек. В данной работе такие города условимся называть мегаполисами. Тенденция к урбанизации всё большего числа территориальных общностей, появление в этой связи специфических городских проблем в сфере социального взаимодействия индивидов уходит своими корнями в социальные аспекты их существования, в отношения морали и нравственности, формирует специфические, преступные сообщества. Под криминогенной средой мегаполиса будем понимать совокупность активных преступных субъектов и группировок, действующих в городских условиях и отрицательно влияющих на общую социально-правовую обстановку. В современной криминологии проблема городской преступности, как известно, подробно исследована представителями Чикагской школы криминологии, описавшими механизм передачи преступной субкультуры от поколения к поколению в зонах трущоб больших городов Америки [2]. По мнению американских авторов [2] криминогенная среда слагается из микросреды и макросреды. Микросреда - семья, индивидуум; макросреда - корпоративная, этническая (родовая) группировка. Функционирующая в настоящее время система МВД в виду разобщённости системы оперативного управления по горизонтальным ярусам не обладает достаточной динамикой обратной связи, приводящей к утрате контролирующих функций исполнительных подсистем, нарушая принцип структурной организации сложных, многоуровневых систем - иерархии (См. Фил. Энцик. Словарь., стр. 208, М. 1989г. ). В результате нарушения принципа не обеспечивается оперативная реакция на динамически изменяющуюся криминогенную обстановку в мегаполисе. В сложившейся ситуации не оказалось единой концепции создания систем управления в современных условиях деятельности органов внутренних дел мегаполиса, охватывающей все сферы влияния ГУВД-УВД и их исполнительные органы. К сфере влияния ГУВД-УВД мегаполиса следует отнести его территорию, количество населения, промышленность, транспорт, сферу услуг, быта и другие факторы, определяющие оперативную обстановку. Основным субъектом управления в данной системе являются ГУВД-УВД в лице дежурной части города. Относительно самостоятельными субъектами МВД являются ГИБДД, УР, УЭП, для которых необходим механизм создания виртуальных структур, для оперативного решения чрезвычайных ситуаций, нейтрализации террористов, предотвращения преступлений и раскрытия их "по горячим следам". Особенности современного процесса борьбы с преступностью требует переосмысления существующей концепции борьбы с преступностью, что невозможно без реализации системного подхода, позволяющего вскрыть закономерности эволюции преступности (как явления), определить пути, обеспечивающие предупреждение правонарушений. Назрела необходимость в коренном совершенствовании системы оперативного управления, позволяющей повысить эффективность реализации управленческих решений на уровне аппаратов ГУВД-УВД мегаполисов. Фактор времени в охране правопорядка и раскрытии преступлений играет решающую роль, так как малейшее промедление приводит к тому, что преступление или правонарушение не раскрывается "по горячим следам", что, как правило, приводит к так называемым не раскрываемым преступлениям, создающим иллюзию безнаказанности и порождающим совершение новые преступлений. Одним из направлений совершенствования управления процессом раскрытия преступлений "по горячим следам" является оптимальное использование на каждом этапе функционирования системы всех имеющихся ресурсов (информационных, оперативных и технических). Процесс совершенствования системы управления органами внутренних дел мегаполисов должен строиться на сочетании централизации с предоставлением органам и службам МВД самостоятельности при решении оперативно-служебных задач, по подобию с организацией биологических живых систем в природе, в соответствии с принципами иерархии и всеединства (См. Фил. Энцик. Словарь., стр. 102, М. 1989г. ), а не вертикалью власти. Общие принципы построения таких систем в природе с позиции современной кибернетики подробно описаны в трудах А.А.Ляпунова ("О кибернетических вопросах в биологии") и Н.Винера ("Кибернетика или управление и связь в живом и машине") [13, 14]. Используя природные принципы построения архитектуры управления применительно к органам внутренних дел, можно обеспечить высокую скорость реакции силовых структур МВД на любое изменение оперативной обстановки в мегаполисе и ее динамику. Таким образом, создаётся возможность оптимизации принимаемых решений и их реализации через исполнительные механизмы органов внутренних дел. Для ускорения процессов восстановления правопорядка целесообразно применить известный принцип виртуального объекта, позволяющий оперативно реагировать, с минимальными затратами и максимальной эффективностью на любые чрезвычайные ситуации в мегаполисе. При проектировании автоматизированных систем оперативного управления, кроме задач оптимизации алгоритмов управления, оценки и идентификации, необходима оптимизация выбора технических средств, стоимости, расчёта их надежности. Формализация этих задач сводится к поиску экстремумов функций для систем дифференциальных и интегральных уравнений в условиях многокритериальности и дополнительных граничных условий. Таким образом, решение задач сводится к математическому моделированию оптимального управления с постоянно изменяющимися начальными и граничными условиями [12]. В этом случае создание такой автоматизированной системы нуждается в разработке и реализации методологических подходов, обеспечивающих её действенность и эффективность. Смысл предлагаемой концепции заключается в комплексном и системном подходе к рассмотрению элементов системы управления с позиций новых информационных технологий и построения автоматизированной системы оперативного управления органами внутренних дел мегаполиса, способной более эффективно осуществлять реакцию силовых структур МВД на любое изменение криминогенной обстановки, тем самым обеспечивать сочетание статической сложившейся системы управления с динамической гибкой виртуальной структурой, определяемой как "виртуальный объект". Виртуальный объект - идеальный объект, описанный в виде действующей программной модели, но проявляющий себя во взаимодействии с пользователем как реально существующий [9]. Если в какой-то момент времени появляются чрезвычайные ситуации, происходит активация алгоритма переброски ресурсов общего назначения, обеспечивающего устранение чрезвычайных ситуаций, при этом программная модель материализуется в виде конкретных действий соответствующих силовых структур. Концепция виртуальных устройств наиболее оптимальна и динамична (ресурсосберегающа). Виртуальный объект является системой коллективного пользования, предназначенной для оптимизации ресурсов в любой системе управления, где используется основополагающий принцип управления "информацией" - как разновидности материи [10], определяющий механизмы управления систем любой сложности в природе. Виртуальный объект может обеспечивать комплексный и единый подход в действиях служб МВД. Через его систему осуществляется формирование недостающей передаточной функции (обратной связи) для осуществления реакции МВД на развитие криминогенной ситуации. Данная концепция использования технологий виртуальной реальности на базе понятий виртуального объекта определяет принципиально новый подход к системе управления органами внутренних дел. Реализация технологии виртуальной реальности позволит использовать имеющийся объём ресурсов МВД с большей эффективностью при решении самых разнообразных задач, требующих концентрации значительных сил и средств без изменения организационно-штатных структур и значительных материальных затрат. Элементы данной технологии уже длительное время используются в министерстве обороны, что даёт основания предполагать реальность внедрения предлагаемых технологий в контур управления органами внутренних дел. В настоящее время на территории крупнейших городов нашей страны несут службу значительные силы и средства органов внутренних дел: автопатрули, машины медицинских вытрезвителей, оперативных служб. Каждая из указанных служб выполняет свои конкретные оперативные функции и задачи, являясь в то же время частью общих средств и сил, которыми располагают органы в данный момент времени для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, которые могут быть использованы виртуальной системой для оптимальной реакции на любые чрезвычайные ситуации. Исходная информация в систему управления ГУВД-УВД дежурную часть ГУВД поступает от представителей различных служб, а также от населения по городской телефонной сети. Поведение системы оперативного управления органами внутренних дел мегаполиса как системы массового обслуживания, включающей в себя случайный входящий поток требований нуждающихся в "обслуживании", и алгоритм, осуществляющий это обслуживание, достаточно хорошо описывается моделями теории массового обслуживания (см. И.Н.Коваленко, Теория массового обслуживания, М, 1982) . Качество функционирования системы зависит от выходной информации управляющей подсистемы, а также от структуры исполнительной (управляемой) подсистемы и их ярусов. Концепция предполагает объединение при помощи технологии виртуальной реальности всех ярусов МВД и активации их в динамическом режиме, в соответствии с алгоритмами действий по немедленному реагированию на криминальную ситуацию. Система оперативного управления с использованием технологии виртуальной реальности должна: - обеспечивать оперативное управление всеми силами и средствами милиции, несущими службу на территории города; - не требовать дополнительного увеличения численности личного состава дежурных служб на местах; - быть адаптивной и автоматизированной (без дополнительных финансовых затрат на технические средства); - не производить значительных изменений в системе связи и управления МВД; - обеспечивать гибкое маневрирование сил и средств органов внутренних дел при заданном факторе времени и мгновенную реакцию на любые внешние изменения криминальной обстановки. Структурная схема виртуальной системы оперативного управления предполагает, что: - вся территория города разбивается на самостоятельные зоны управления; - центр оперативного управления каждой зоной находится в единой дежурной части, что устраняет ее разомкнутость по горизонтали, определяя принцип всеединства; - все силы и средства, перечисленные выше и несущие службу на территории данной зоны, оперативно управляются одним дежурным, без учета их ведомственной принадлежности по заранее определённому алгоритму; - все оперативные патрульные машины оснащаются радиосвязью с единым сквозным каналом (см. "иерархия"); - в единой дежурной части на базе существующего вычислительного центра создается автоматизированная система оперативного управления с банком данных, обеспечивающая передачу данных оперативным ярусам МВД; - все информационные потоки должны иметь "соответствующую" степень защиты согласно нормативным документам МВД. Все вышеперечисленные меры позволят поставить под контроль центра управления все наличные силы, средства органов внутренних дел и рационально их использовать для пресечения правонарушений. Система управления в таком случае должна рассматривается как взаимодействие управляющей и управляемой подсистем. Основной проблемой в реализации технологии "виртуальной реальности" является создание взаимосвязанных алгоритмов действий, объединённых в один виртуальной объект, которые должны разрабатываться специальным управлением МВД и обеспечивать: - программно-целевой принцип планирования, совмещение в едином процессе трех взаимосвязанных аспектов - целевого, ресурсного и организационного, реализация которого требует разработки количественного и качественного измерения целевых задач методами математического моделирования и теории подобия (Пи-теорема) [9]; - дальнейшее совершенствование оперативно-управленческой деятельности органов внутренних дел мегаполисов страны, автоматизацию и оснащение их эффективными техническими средствами; - разработку новых алгоритмов процессов сбора, обработки, анализа и хранения информации; - создание информационной сети на новых принципах, обеспечивающих оптимизацию процессов оперативного управления органами внутренних дел, комплексное объединение не только различных средств связи, но и информационных банков данных. Выводы Состояние автоматизации процессов оперативного управления и связи органов внутренних дел мегаполиса показывает, что использование ЭВМ в работе милиции является крупным шагом (после оснащения патрульных машин радиотелефонной связью) в её техническом развитии. Технические средства и системы связи, которые в настоящее время применяются в органах внутренних дел мегаполисов, могут использоваться для внедрения виртуальной системы управления. Необходимо создать при аппарате Министра внутренних дел специальное управление по разработке математических моделей "виртуальной системы" управления. Теоретические положения данной статьи имеют прикладное значение и могут быть использованы при построении автоматизированной системы управления и связи органов внутренних дел мегаполисов. Введение в структуру оперативного управления "виртуальной системы", обеспечивает переход от статической к динамической системе управления деятельностью органов внутренних дел, по аналогии с процессами, протекающими в природе. Динамическая модель управления отличается гибкостью, способностью к модификациям без дополнительных материальных затрат, обладает мгновенной реакцией на изменение различных внешних факторов в реальном масштабе времени. Применение информационных технологий "виртуальной реальности" является объективной необходимостью, обеспечивающей повышение эффективности и качества управления деятельностью органов внутренних дел. Внедрение данных технологий позволит в ближайшем будущем перейти на качественно новый уровень борьбы с терроризмом и преступностью, создать условия для профилактики правонарушений. Основная фундаментальная база предложенной концепции может быть применима к любым системам управления в других специальных службах, Министерстве обороны России и Государственных структурах высокого порядка сложности. Литература 1. Д. Т. Жимерин, В. А. Мясников. Автоматизированные и автоматические системы управления. Энергия, М., 1979 г.; Авторы выражают глубокую признательность академику Бирюкову В.В. за ценные советы, используемые в ходе подготовки данной статьи. Статья опубликована в журнале "НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ГЕОПОЛИТИКА РОССИИ" (федеральное издание),.№ 12 (53) 2003г. При использовании материалов данной статьи ссылка на первоисточник обязательна. Версия для Интернет. С оригиналами статей можно ознакомиться так- же в архивах информационных ресурсов Московского Института Электронной техники. «Национальный исследовательский университет «МИЭТ», с учетом наработанного опыта, соответствующими директивными документами сегодня отнесен к числу ведущих вузов страны и определен в качестве головного и базового в области микро и нано- электроники. |
|||
©Attosoft 2007-2014. All rights reserved. At use of materials the reference to a site is obligatory |
Администрация НПО «АТТОСОФТ» уведомляет, что с 01 января 2014 года работы по разработке и внедрению нано компьютерных технологий прекращаются.
Серийное производство «Разумных» Nano System-on-a-Chip останавливается, в связи с подготовкой к демонтажу первой в мире реально действующей промышленной «Нанофабрики», гордости представителей прикладной науки ВПК СССР.
Россия сегодня потеряла право считаться Родиной производства «Разумных» Nano System-on-a-Chip, обладающих практически неограниченными возможностями во всех сферах человеческой деятельности.
Первой в мире реально овладев нано компьютерными технологиями, Россия за 25 лет так и не смогла обеспечить себе быстрый научно- технологический прорыв и потеряла возможность стать мировым технологическим лидером, быть вне какой-либо конкуренции.
Уникальные передовые и нано компьютерные технологии для современной России оказались преждевременными.